Первый день свадьбы

Утро свадебного дня
Утром свадебного дня перед венчанием невесту одевали, последний раз расплетали косу.
В Некрасовском районе невеста сидела за столом, накрытая шалью так, чтобы один нос торчал, причитала, с обеих сторон сидели крестные ее и жениха. Крестная жениха подавала тарелку крестной невесты, чтобы та положила на нее ленту и деньги. Эту ленту приделывали потом сзади шали при отъезде под венец. В это время подругами невесты исполнялся коллективный причет.
При живых родителях:
Некрасовский район д. Искробол
При кройке сидит на лавочке,
На дубовой на скамеечке,
Унимает ее матушка
Со родимым батюшкой
Не гостят гости приезжие,
Кони головы повесили.
Приезд жениха. Выкуп
В Некрасовском районе д. Тимохино перед отъездом к венцу в доме жениха проходил обряд учёсывания жениха. Мать, тётушки по очереди расчесывали жениху волосы, при этом пели.
Некрасовский район, д. Тимохино
Исп.:
У Александрова двора, рай мой, рай.
Выростало дерево, рай мой, рай.
Кипарисавае, рай мой, рай.
Всё исписанае, рай мой, рай.
Как на это дерево
Слеталиса соколы
Съезжалиса молодцы
Где ни взялся удалой
Что Димитрий молодой
Он по горнице ходил
Он русы кудри чесал
Да очесочки бросал.
Где ни взяласа душа
Что и Маша госпожа
Как бы воля та была
Русы кудри собрала
Во камод бы заперла
Под серебряной замок
Под златые-та ключи.
Жених и невеста могли ехать в храм на венчание по отдельности. Каждый из своего дома. В другом случае жених с дружкой и своей родней приезжал за невестой. Выкупал ее и после этого они в разных повозках ехали в храм.
Выкуп, как правило, происходил по одному сценарию. Подъехав к дому невесты. Девушки и родственники со стороны невесты перегораживают дорогу (например натягивают веревку) и прежде чем впустить в дом, требуют выкуп. При этом используются различные приговорки, шутки. Жених на выкупе практически ничего не говорит, за него все делает дружка.
Фрагмент текста диалога девушек и дружки на выкупе
Девушки: Наша-то княгиня утром вставала ранёшенько, умывалась белёшенько, оделась частёшенько, обернулась белой лебедью, да и улетела — нет её дома.

Дружка: Наш-то князь не лопух, он не ловил в то время мух. Утром встал раненько, умылся беленько, оделся частенько, увидал, что белая лебедь летит, догнал её и воротил назад. Дома она. И нечего долго говорить, надо свадебку заводить, молодых вместе сводить. (Идут вперед, пытаются прорваться)
Заходя в дом, жених выкупал место рядом с невестой.
После этого девушки могли вынести украшенную ёлочку (в том случае, если обряд с ёлочкой не был совершен на девичнике).
Некрасовский район д. Искробол
Исп.: Савельева Варвара Константиновна. 1924 г.р.. род. – д. Искробол.
Зап.: Головицына Т.В.
Приговор на вынос ёлочки
Здравствуйте все, кто есть в избе.
Роздайся, народ, девья красота идет,
Не сама она идет, ее девица несет
По полику крашеному,
По столику дубовому
Сватушку веселому
И всем гостям приезжиим.
Здравствуйте, сватушка господин,
Мы вас за то благодарим.
Что приехал не один,
С поездом большим.
С князём молодым.
Позвольте знать,
Как вашего супруга звать?
(невеста встает и отвечает)
— Николай Иваныч, вот мой цвет, а ваш свет.
(жених зажигает свечи на елочке, держит в руках).
— Наш цвет рос не в саду, не в огороде, при большой дороге.
Ехали бояре, наш цвет торговали,
Мы его не продавали, все для вашей милости сберегали
Цветик рядили, две недели «меледили», («меледили» — диалектное слово, означает ожидали. «Когда „сговорёнки“ пройдут, две недели до свадьбы. Вот в это время цвет собираешь, песни учишь…»)
Под цветиком посидите, а нам денежки заплатите.
(жених расплачиваетя)
— Каждый сучечик — четвертачечик,
А маковочка — сторублевочка.
(после того, как жених расплатится, елочку подносят свахам)
-Все сватушки и свахоньки, большие, махоньки,
Встаньте, поднимите головушки.
Посмотрите на девью красоту
(свахи смотрят на красоту, хвалят ее, говорят, хороша)
— На цветик погляди, меня девушку одари
В конце подходили к молодым. Сначала к жениху со словами:
«ну молодой, одари, только не серебром. А если будешь давать серебром, так засыплет вас овсом», затем к невесте со словами: «погаси свою девью красоту». Невеста гасила свечи, при этом могла плакать.
После этого девушки начинали петь величальные песни в таком порядке: жениху, невесте, сватам. Каждая пара платила деньги девушкам за «опевки». Могли спеть корильную песню, если мало денег дадут.
Величальная жениху
Кто у нас умён,
Кто у нас разумен,
Розан мой алый,
Виноград зелёный.
Умён и разумен
Николай Иванович
Розан мой алый,
Виноград зелёный.
В зеркало глядится.
Сам собой хвалится,
Розан мой алый,
Виноград зелёный…
Величальная свату
Уж кто у нас на свадьбе хорош?
Хорош у нас сватушко
Николай-то Иванович.
Хороша и молода его жена.
Собирала и наказывала,
Золоту казну навязывала…
Корильная свату
Уж ты сват ты наш сватушко.
Умереть бы тебе на печи в углу,
[На печи в углу, под шубою]
Увалить бы тебя на дровни
И свалить бы тебя под гору.
[Они едут запинаются,
Все над сватом насмехаются.]
После выкупа на улице выстраивался обоз (все родственники со стороны жениха и невесты). Крестный жениха и крестный невесты обходили с иконами обоз навстречу друг другу. После этого ехали к венцу.
Дорога к храму
По дороге к храму невеста могла заехать на кладбище, остановится у своего поля. В каждом случае были свои тексты причитаний.
Венчание
Венчаться можно было только в своём приходе.
Деревенские венчания были, как правило, более скромными по сравнению с городскими или дворянскими.
Русскими крестьянами венчание принималось как принятие на себя ответственности перед Богом и людьми. Обряд состоял из обручения, во время которого жених и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами, и собственно венчания, то есть возложения на голову жениха и невесты брачных венцов, что осмыслялось как наложение славы Божьей. После венчания священник поздравлял молодых, а жених приглашал его на свадьбу.
Выход из храма
Традиция встречи жениха и невесты на выходе из храма повсеместная. Участники обряда выстраивались напротив друг друга, Образуя коридор. При этом держа в руках рушники.
Молодые проходили под рушниками, их обсыпали житом, хмелем, при этом пели величальные песни.
г. Переславль-Залесский
Величальная песня
Виноград расцветает,
Виноград расцветает.
А ягода поспевает,
А ягода поспевает.
Виноград-от свет Василий.
Виноград-от свет Иваныч.
О, ягода, о, ягода Валентиночка.
О, ягода, о, ягода Алексеевна.
Все люди дивуют,
Все люди дивуют.
Все хороши, все пригожи уродилися.
И в совете и в любови уживалися.
Первый день свадьбы — послевенечная часть
Первый день свадьбы —
послевенечная часть
После торжественного венчания в Андреевской церкви, до застолья, молодых возили по деревням на разнаряженной тройке с бубенцами. Случалось, проезжал целый свадебный поезд лошадей. Все поздравляли молодых, осыпали их хмелем и житом (зерном), пели им свадебные песни.
Перед застольем родители встречали молодых хлебом-солью, обносили хлебом-солью всех, кто был на свадьбе за столом и кто смотрел её.
Так же встречали «подножьем», то есть под ноги им стелили коврик, на который они становились. Его потом клали молодым под перину. Это против любой порчи.
Большесельский район д. Синьково
Величальная песня
У голубя, у голубя
Золотая голова.
У голубки на головке позолоченная,
У голубки на головке позолоченная,
У кого ж у нас, братцы,
Молодая жена.
У кого ж у нас, братцы
Молодая жена,
Черноброва, синеглаза,
Свет Настасьюшка.
Вот пришли, пришли товарищи,
Завидуют ему.
Вот пришли, пришли товарищи,
Завидуют ему.
Кабы эта жена
При моём доме жила.
Кабы эта жена
При моём доме жила.
При моём доме жила.
При моей голове…
Во время застолья пели протяжные песни, в перерывах выходили плясать «Елецкого», «Цыганочку», кадрили.
Женщины шутили. Например, в д.Макарово могли положить в рюмку жениха горошину или кусочек хлеба, подать ему и кричать: «невеста тонет, тонет», жених должен был достать горошину.
Разгон стола
В конце застолья выносят большой пирог. В д. Макарово такой пирог назывался пирог с молитвой. Он был без начинки, но закрытый из обычного дрожжевого теста. Сверху на пирог клали очищенную луковицу и подносили жениху, жених должен был отсоединить луковые кольца отдельно каждое так, чтобы кольца не сломались, это символизировало «целостность» невесты, ее "чистоту", гости при этом шутили и смеялись. В конце застолья молодых выводили из-за стола и исполняли молитву Достойно есть во истину. В это время свахи пытались «раздернуть» жениха и невесту, молодым нужно было крепко держаться друг
за друга. Если жених вырвется, то он пойдет проситься в спальню к невесте, если невеста «раздернется», значит она пойдет к жениху.