А.Д. Титов «Крестьянская свадьба Даниловского уезда Ярославской губернии»
Перечень лиц, принимающих участие в свадебном ритуале и их обязанности
Князь и княгиня— жених и невеста. К жениху и невесте всегда обращаются по имени, отчеству, добавляя при этом «молодой» / «молодая» или «дорогой» / «дорогая» (Молодой князь Иван Алексеевич. Молодая княгиня Мария Ивановна)
Величальная песня жениху Борисоглебский район
Месяц по небу, царь по городу, Ой ли ой люли, царь по городу. /припев повторянтся после каждой строчки/
Месяц звёзды счёл, царь полки считал. У царя в полку человека нет. Человека нет сама лучшева Сама лучшева,князя добрава. Все Димитрия Александрыча Прихожу домой, говорю сестре. Ты, сестра, сестра, сестра милая. Накрывай столы, стели скатерти. Стели скатерти, шиты браные. Шиты браны, полотняные. Как приедут к нам гости званые. Гости званые, приглашеные. Женится хочу, девицу беру. Девицу беру, раскрасавицу. Раскрасавицу,свет княгинюшку. Свет княгинюшку, всё Мариюшку Всё Мариюшку Алексеевну.
Батюшка, матушка (тятенька, маменька)—родители жениха и невесты. Договариваются о свадьбе, благословляют молодых, организовывают свадебный пир. К родителям жениха и невесты обращаются по имени, отчеству. Невеста обращается к своим родителям в причетах
Причет невесты Некрасовский район
Вы радушник-то мой батюшко Со радушницей со матушкой, Вы на что это позарились. На чужое бело платьице. На чужую золоту казну, Золота казна истратится. Бело платьице износится, Ваша дочка не воротится.
Опевальная песня Борисоглебский район
Ты родимая, моя маменька. Ты родимая, моя маменька. Уж как с кем же ты думу думала? Уж как с кем же ты думу думала. За кого же миня замуж выдала? За кого же миня замуж выдала? За чужого-то добра молодца. За чужого-то добра молодца.
Свахи, сваты — крестные жениха и невесты. Так же сваха—родственница жениха участвует в самом начале свадебного обряда, в этапе сватовства. Она приходит к родителям невесты, договариваться о свадьбе. Сваха должна быть остра на язык
Величальная песня сватам Некрасовский район
Уж как кто у нас на свадьбе хорош? Что хорош-то у нас сватушко Николай-то Иванович. Хороша и молода его жена. Что и Марья-то Ивановна Собирала и наказывала, Золоту казну навязывала.
Дружка— чаще всего это друг жениха.Дружка играет главную роль в крестьянской свадьбе. Он управляет свадебным поездом, едет впереди, опоясанный полотенцем или полотнищем кумача. На выкупе ведёт диалог с участниками со стороны невесты. Балагурит, шутит. В качестве дружки приглашается специальный человек, способный на всевозможные выдумки. За столом дружка разливает вино
Величальная песня дружке Переславский район
Друженька, ты хорошенький! Друженька, ты пригоженький! Как на дружке-то кафтан Черный бархатный!
Друженька, ты хорошенький! Друженька, ты пригоженький! А на дружке-то штаны Черны плисовые.
Друженька, ты хорошенький! Друженька, ты пригоженький! Как на дружке сапоги Черны с вычурами.
Сговорёнка—просватанная невеста
Опевальная («сговорёночная») песня, исполняющаяся на девичнике при расплетании косы невесты Первомайский район
Не в трубоньку трубила Рано на заре, ой, рано на зоре. Сговорёнка плакала по русой косе, Ой, по русой косе. По русой по косоньке, девьёй красоте. Ой, девьёй красоте. Вечер мою косоньку подружки плели. Ой, подружки плели. Мелким, мелким бисёрам оснизывали, Ой, оснизывали.
Подруги невесты— молодые девушки, проживающие в одной деревне с невестой. Подруги невесты полностью оформляют музыкальную составляющую свадебного обряда. Сразу после сватовства они начинают петь свадебные песни на разных этапах обряда. Большую роль играют в обрядах девичника, кануне свадебного дня, утра свадебного дня, а так же свадебных застолий, которые не обходятся без песен
Причет невесты Борисоглебский район
Уж ты голубушка ты белая, Да ты моя подружка милая. Уж ты послушай-ко пожалуйста, Уж от что я говорить-то буду, Ой да о чём тебя просить буду. Уж я не с спесью, так не с гордости. Ой от чиста сердца с покорности. Уж как я гордости убавила, А покорности прибавила.
Шафера— держат венцы жениху и невесте на венчании
Величальная песня шаферу Первомайский район
Уж как кто у нас при свадьбе хорош, Уж как кто у нас при свадьбе хорош?
Кто хороший у нас шофер молодой, Кто хорошай у нас шофер молодой.
Хороша да у нас свахон (и)ка, Хороша да у нас свахон (и)ка.
Тысяцкой — едет к венцу вместе с женихом, усаживает гостей за стол, согласно их званию и состоянию. Нарезает пирог
Поезжане, поездяне—жених, дружка и вся сторона жениха
Опевальная песня. Девушки поют на выкупе при встрече жениха с дружкой и свадебным поездом Борисоглебский район
А с горы едут с гитарами Что и Дима с поезжанами Уж как все дворы проехали Что и к Маше на двор вьехали Тут и Машу запоручели Тут и Машенька заплакала Унимает ее маменька Са родимыем со тятенькай Ты не плачь-ко, чадо милае, Ты не плачь, моя голубушка, Ни од (ы)на ты замуж выдана Ни од (ы)на ты горя приняла
Гляжане («глежана») — жители деревни, чаще всего дети, девушки. Они являются зрителями свадебного обряда. Участвуют в загораживании дороги, когда молодые едут после венчания в дом жениха
Ряженые — деревенские жители, чаще всего это замужние женщины средних лет. Участвуют во втором дне свадебного застолья. Шутят, балагурят
Свадебные атрибуты
ДИвья КрАсота (воля) — абстрактное понятие, символизирующее девичество, материально выражено в форме ленты. Дарю вам свою дивью красоту (Козловская 2002). Разлучили молодешеньку со дивьей красотой. (Тарасовская 1990)
Поговорка Большесельский район
«И волюшка скатилась с девичьей головы»
«На последнем девичнике-вечеринке выполняли старинный обряд: с головы невесты снимали волю, т.е ленту, которую она носила до замужества» (из книги Смирновой Л.А./ Клавдия Ивановна Иванова. жительница д. Синьково)
КрАсота— украшенная берёзка, которую устанавливали девушки (подруги невесты) возле дома невесты сразу после сватовства
КрАсота — украшенная лентами и свечами ёлочка, которую приносили подруги невесты на девичник
Опевальная («сговорёночная») песня, исполняющаяся на девичнике Борисоглебский район
Зеленейса в саду грушица Ты, красуйся, красна девица Пока лета, пока теплая Пока крАса на столе стоит А на красате свечи горят Как придет зима холодная Со мятелями со вьюгами Со трескучеми морозами Зазнобит груши кореньицо
Свадебный поезд —повозки с лошадьми, украшенные лентами, колокольчиками, расписной дугой, на которых едут к венцу и от венца жених с невестой и все участники свадебного обряда
ПридАное (прИданое) — имущество, которое приносит невеста с собой в дом жениха. Девушка начинала готовить приданое еще задолго до сватовства. В свадебном обряде на девичниках подруги помогали невесте сшить как можно больше приданого. В качестве приданого чаще всего были вышитые полотенца, простыни, кружева, в Некрасовском районе делали «сголОвники» (отрезок ткани по типу фаты с пришитым на конце кружевом). Приданое невеста хранила в сундуках. Накануне свадебного дня сундуки с приданым перевозили в дом жениха
«Голова» — подарок. Накануне свадебного дня во время приготовления постели для жениха и невесты свекровь выкладывала на кровать венчальное платье и приделывала к платью «голову», при этом говорили: «у нас невеста без головы». В качестве «головы» мог быть любой подарок, чаще всего это платок или шаль
ДарЫ — подарки, которые преподносила невеста родным жениха
Пряница— сговорный пряник, оформленный фигурками барышень и кавалеров, звезд и ёлочек, по середине вставлено настоящее зеркальце. Свадебную пряницу жених приносил на девичник, а невеста раздавала фигурки своим подругам, родственникам, друзьям жениха, зеркальце оставляла себе
Хлеб-соль — каравай с солью, с которым встречают молодых после венчания родители жениха
Подножье, новина — новое сотканное полотно, которое выстилали перед домом жениха для того, чтобы молодые прошлись по нему после венчания
Жанры свадебного фольклора
Лирические песни, приуроченные к свадебному обряду — протяжные песни, исполняемые подругами невесты на протяжении всего довенечного периода, начиная со сватовста. В таких песнях часто встречаются сюжеты о тяжелой замужней жизни, о расставании девушки с девичеством и родным домом. Наиболее распространяенный сюжет «Воля»
Опевальные песни — песни, которые поют подруги невесты на девичниках и в первый день свадьбы до приезда жениха
Причитание (причет) — тексты, исполняемые невестой, с речитативной основой, более или менее мелодизированы с наличием интонацией возгласа-плача
Коллективный причет — песня, исполняемая подругами невесты, имеет тот же текст, что и текст причета невесты
Полифонический причет — одновременное исполнение коллективного причета подруг и сольного причета невесты
Величальные песни— песни, исполняемые подругами невесты на выкупе и в свадебном пиру всем участникам свадебного обряда с произнесением имени, отчества, с восхвалением (величанием)
Корильные песни—песни, исполняемые подругами невесты на выкупе и в свадебном пиру тем участникам свадебного обряда, кто подает мало денег. Такие песни как противоположные величальным могут исполняться в качестве шуток
Приговор — текст, произносимый девушкой в момент выноса крАсоты (украшенной ёлочки), так же текст, произносимы дружкой в разные моменты выкупа и свадебного пира
Названия свадебных обрядовых моментов
Отдавать — выдавать замуж
Лирическая песня Угличский район
Эй, подуй, подуй, погодущка, Да с полдён тёплая. Раздуй, сломай рябиночку Да в зеленом саду. Ох, нельзя-то, нельзя, э, рябиночку Да зелену ломать. Нельзя, нельзя девчёночку Да молоду отдать. Вечёр-то её хорошую Да замуж сватали. Засватавши, сговОрили, И к венцу повели. Жених-то берёт за рученьку. А крёстная за другу. А третий-то стоит и слёзы ронит, И плачет, говорит. Поил-кормил хорошую И прочил за себя. Ох, досталася хорошая Да иному, не мне.
Сватовство—обряд, который проходил в доме невесты. Сваха или сваты приходили к родителям невесты
Смотрины—обряд, совершающийся в доме невесты сразу после сватовства. На смотринах невеста демонстрировала все свои наряды и приданое, а жених и его родители оценивали и принимали решение, нравится невеста или нет
Рукобитье — обряд, совершающийся родителями с обеих сторон, чаще всего после смотра дома жениха. Отец жениха и отец невесты протягивают друг другу руки через стол (при этом на руки могут одеть рукавицы, чтобы молодые жили в достатке) и жмут руки
Делать крест — вариант рукобитья, бытовавший в Некрасовском районе Ярославской области. Крестный с крестным протягивали руки друг другу через стол и отец с отцом делали так же, при этом образовывался крест. После этого молились за счастье молодых
Пропивание невесты — застолье в доме жениха, совершающееся после сватовства и смотрин невесты и дома жениха. После пропивания, невеста считалась просватаной («сговорёнкой») и отказаться от замужества уже было нельзя. Невеста в это время сидела в своем доме и причитала (плакала), жених мог прийти к ней, принести гостинцы. Так же приходили подруги невесты и пели сговорёночные песни
Сговор — застолье, на котором родители с обеих сторон договариваются о свадебных приготовлениях и затратах. В некоторых случаях рукобитье, пропивание невесты и сговор совершаются в один день, во время одного застолья.
ДевИчник — собрание подруг невесты, на котором девушки помогали невесте готовить придАное, пели опевальные песни, невеста при этом причитала, так же на девичнике совершался обряд расплетания косы. Девичников могло быть несколько, главный среди них — канун свадебного дня
«Подавать цвет» (выкуп ёлочки)—обряд, совершающийся во время одного из девичников или во время выкупа на свадебном застолье (до венчания), в котором происходил выкуп украшенной лентами и свечками ёлочки
Выкуп—действие в форме диалога дружки и подруг невесты, совершающееся в утро свадебного дня перед венчанием или раньше на одном из девичником, на котором жених (дружка за него) должен был расплачиваться деньгами не один раз (выкупать невесту, место рядом с ней)
Благословление—перекрещивание иконами родителями жениха и невесты в день свадьбы перед венчанием
Диалектные слова Ярославской области
«МеледИли»—ожидали «…цветик рядили, две недели «меледили…» («когда «сговорёнки» пройдут, две недели до свадьбы, вот в это время цвет собираешь, песни учишь…») / Некрасовский район, д. Искробол. Записано от Савельевой В.К.
«ОснизЫвали» — нанизывали («…мелким, мелким бисёрам оснизывали…») / Первомайский район, с. Пречистое. Записано от Моисеевой М.В.